РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ, ГИПОТЕЗЫ И ЛЕГЕНДЫ
касающиеся официально зарегестрированных изобретений Л.Гальвани,
А.Вольта и др. ученых в этой области электротехники.
В 1401 г. близ Рима был обнаружен фонарь "Полланта", который горел в гробнице его сына на протяжении 2000 лет.
Во время папства Павла III (1468 - 1549 г.г.) на знаменитой Аппиевой дороге была вскрыта гробница с погребенной дочерью древнеримского политического деятеля Цицерона (106 - 43 г.г. до н. э. ) - Тулиолой. В этой гробнице также сияла среди множества погасших очередная "вечная лампа" на протяжении 1600 лет.
В 1550 г. на о. Несида в Неаполитанском заливе при вскрытии хорошо сохранившейся мраморной гробницы обнаружили ярко горевшую лампу, зажженную еще до нашей эры.
В 1969 г. на барельефе древнеегипетского храма Хатор (построен в период правления царицы Клеопатры VII - 69-30 г.г. до н.э.), расположенного близ г.Дендера, был обнаружен чертеж, напоминающий современную лампу накаливания. На барельефе был изображен колбообразный вытянутый сосуд, внутри которого на опоре лежала слегка извивающаяся змея. Ее хвост исходил из цветка лотоса с очень длинным стеблем, который тянулся по полу мимо стоящего человека и подставки под колбой к некоемому ящику. За ящиком стоит божество с двумя ножами в руках, поднятыми вверх. Если взглянуть на это изображение глазами современного человека, то можно без труда распознать под тонкой шелухой мифа все элементы известной нам лампы накаливания. Тут и прозрачная колба с нитью накаливания (змея), и патрон со шнуром (цветок лотоса со стеблем), и включатель (божество с двумя ножами), и источник питания - аккумулятор (некий ящик).
Древнегреческий историк-философ Плутарх (ок.46 - ок.127 г.г.) потомкам оставил запись о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков.
Древнегреческий сатирик Лукиан (120 - ок.190 г.г.) описывал яркий источник света, который горел в голове статуи Геры в г. Гераполисе (Сирия).
Христианский теолог Блаженный Аврелий Августин (354 - 430 г.г.) в своих трудах описывает лампу, находившуюся в Храме Изиды (Египет).
Древнегреческий писатель Павсаний (II век н.э.) в своем десятитомном труде "Описание Эллады" рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы, неугасимо горевшей на протяжении века.
В раннее средневековье в Англии была обнаружена лампа, горевшая с III века н.э. Аналогичная лампа исправно работала в Эдессе во время правления Юстиниана Византийского (VI век н.э.). Надпись на ней указывала, что она горит уже 500 лет.
Французский философ-поэт Сирано де Бержерак (1619 - 1655) в своих трудах рассказывал о "вечных лампах". Кстати, он описывал еще и странную аппаратуру, которая подпадает под современные термины: приемник и телевизор. Есть основания полагать, что эти загадочные познания Сирано получил от членов "Ордена Розенкрейцеров" Интересно, что при вскрытии склепа основателя "Ордена" Х.Розенкрейцера через 120 лет после его смерти он освещался лампой, висевшей под потолком.
В книге "Эдипус Египтикус", выпущенной в 1652 г. в Риме иезуитом Кирхером, также говорится о настоящей осветительной лампе, найденной в подземельях Мемфиса.
Современный исследователь Эндрю Томас пишет: "Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом, хранившемся в библиотеке г.Уджайна - Адастия Самхита. Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею: "...положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину, амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна. Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю (кислород и водород). Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу". Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и катодом. Далее Томас рассказывает, что в одном Богом забытом поселении, находящемся в джунглях близ горы Вильгейма в Новой Гвинее, практически полностью изолированном от современной цивилизации, име? ?тся система искусственного освещения, которая ничем не отличается от современной городской. Причем, свечение ее светильников аналогично свечению неоновых ламп.
В начале двадцатого века во время раскопок в Вавилоне археологов озадачили найденные древние серебряные украшения, покрытые тончайшим слоем (толщиной в несколько микрон) золота. Удивление археологов было понятно, т.к. производить такие работы без применения метода гальванопластики, основанном на применении электричества, невозможно.
В 1936 г. при раскопках Багдада археологи обнаружили 28-сантиметровые овальные сосуды, вошедшие в историю под названием "вавилонские вазы". Внутреннее их строение говорило о том, что они могли служить аккумулятором электрической энергии. Все металлические части в сосуде были изолированы битумом, а в качестве электролита заливалась морская вода, вино или уксус. И действительно, заряженный электролитом (спустя сотни лет после своего изготовления) древний аккумулятор начал давать ток силой 0,5 А с напряжением 0,25-0,5 В. Американский химический журнал "Хемистри" предложил еще одну гипотезу о назначении загадочной "вавилонской вазы". Ссылаясь на то, что в некоторых сосудах были найдены остатки оливкового масла, авторы гипотезы считают, что "вавилонская ваза" могла работать в качестве и конденсатора. При этом цилиндр и стержень, располагавшиеся внутри сосуда, были его обкладками, а масло - диэлектриком. Данный конденсатор могли заряжать путем многократной передачи на его электроды электрического заряда с какого-нибудь внешнего источника (например, натиранием его выводов мехом или шерстяной тканью). Вспомните сказку про Алладина, который натирал свой сосуд перед вызовом Джина.
Говоря о реальности электрических светильников в древнем Египте, нельзя не упомянуть о целой серии легенд, связанных с храмами и пирамидами. В этих легендах неоднократно упоминаются автоматически расходящиеся двери, за которыми вспыхивал ослепительно яркий свет. Да и археологи, исследовавшие внутренние поверхности данных строений, неоднократно обращали внимание на полное отсутствие копоти на росписях стен. Это означает, что при работе художники не применяли в качестве освещения смолистые факелы или другие жировые светильники. И без электрических светильников, очевидно, они не смогли обойтись!
Источники:
1. Ал.Петухов. "Фараонам светила лампочка Ильича?" (ж-л "Не может быть"; 1999 г., #11).
2. БСЭ, третье изд. (М: "Советская энциклопедия"; 1970-1978 г.г.; тома: 1, 12, 19-20, 23, 30).